Хлеб и щи в деревне при строительстве бани «на помог»
История о строительстве и отделке бани «на помог» в деревне Ключи на Волге будет не полной если не рассказать о хлебе, выпекаемом к этому событию и щах, сваренных с этой же целью. Прежде чем читать эту статью прочтите сначала о том Как раньше строили бани в деревнях «всем миром» — это начало истории.
Как пекли хлеб в деревне во время стройки бани?
Еще с вечера дня, предшествующего постройке бани «на помог», хозяйка с ближайшей своей подругой ставила хлебы на опаре, оставленной заранее от предыдущей выпечки.
Муку обычно смешивали разных сортов: клали в тесто и ржаную обдирную, и пшеничную размольную. Пшеницу и рожь размалывали на мельнице в Николаевке, причем в разное время: мельница работала только на размол одного вида зерна.
Мужики узнавали какую злаковую культуру ноне размалывают, шли к председателю колхоза и просили у него трактор с прицепом. Собирались желающие ехать на мельницу, с вечера загружали мешки с зерном. Каждый мешок был персонально помечен его владельцем. Утром с рассветом трогались в путь. Возвращались, как правило, под вечер навеселе, довольные: теперь с мукой будем.
Старший за столом брал буханку, прижимал к груди и огромным ножом отхватывал большие душистые куски. Мужики степенно выпивали по чарочке-другой, хрустели редиской и луком.
Затем вновь принимались за вкуснейшие щи. Черпали их ложками, подставляя ломоть хлеба под ложку, чтобы случайно не капнуть на выскобленный до желтизны стол. После обеденного перекуса снова начинали работу «на помог». Главными работами при этом были внутренняя и наружная отделка бани.
Приготовление щей в деревне во время стройки бани
Постройка бани в деревне «на помог» идёт полным ходом. Работа кипит. Все заняты своим делом. Пока мужиков ждет строительство и отделка бани, их жены тоже не сидят без дела. Походная кухня растоплена хворостом, который ребятишки натаскали с речки. Бабы дружно чистят овощи, мясной бульон уже кипит в котле кухни.
Обязательно хозяйка сама большим оловянным половником снимает пену, собирает ее в блюдо. Щи обычно варят из баранины: хозяева режут для этого молодую ярку, чтобы в бане был хороший безугарный пар.
В огромной сковороде жарят заправку для щей: в конце жарки добавляют поджаренную на отдельной сковородке муку и собранную с мясного бульона пену.
Ну, а зелени на деревенских огородах не счесть. Лук, чеснок, петрушку, укроп пучками раскладывают на столах. Также и остальные овощи — с огорода: огурцы, помидоры, редиска.
Часам к трем пополудни баня срублена, стропила поставлены, впереди отделка бани. Наступает время обеда.
Щи разливают вместе с мясом в огромные эмалированные блюда, едят деревянными ложками. Сначала варево черпают без мяса, по очереди по кругу. Через два-три круга старший за столом стучит по краю блюда: «Есть со всем». И едоки начинают кушать с мясом, которого в щах больше, чем овощей. Второго блюда никогда не готовили, так как всегда бывало достаточно густых наваристых щей.
Да, умели раньше люди и отдыхать и работать — правильно, степенно, чётко и со смыслом. Жаль, что сегодня такие деревни, где сельчане строят баню «всем миром» можно пересчитать по пальцам…
Хорошие традиции были в совковые времена. Только у нас в Сибири такое совместное строительство бани называлось просто «Помощь». Ну конечно и ели что хозяйка приготовит в обед. А вечером обязательно веселая попойка. Дружно и радостно жили, не то что сейчас, каждый сам за себя. Молодежь особенно, вся радость пожрать, поспать, желательно не одному (ой) и денег побольше..
Настоящий вкусный хлеб бывает только из деревенской печи. Или может так кажется? Просто очень давно не пробовал. Так захотелось в детство, в деревню. Так и захотелось съесть такого хлебца. Интересная зарисовка из прошлой жизни селян. Спасибо. Хорошие традиции, хорошая статья, ностальгическая.